Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Алексей Зайцев. Зачем смерть Христа, если цель — обожение

ВОПРОС: Зачем Христос пострадал на Кресте, если спасение (т.е. обожение) человеческой природы совершилось при Боговоплощении? Если цель всего Домостроительства - обожение, то зачем нам нужны страдания и смерть Христа (ведь наша цель - обожение)? Святые отцы говорят, что Христос пострадал "за" наши грехи или "за нас" (как в Символе Веры), но что это значит?

ОТВЕТ: Можно сказать, что тут целый комплекс вопросов, я отвечу в общей форме по всей теме, а если понадобится дополнительное разъяснение, то можно будет задать уточняющий вопрос отдельно.

     Да, цель – обожение, это изначальный замысел Божий о человеке, и он достигнут во Христе, причем окончательно в Его Вознесении, а Боговоплощение - это только отправная точка, начало. Вознесением Христа человеческая природа посажена одесную Отца, то есть стала равнобожественной, и в Символе веры об этом тоже говорится: «и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Тут нужно иметь в виду, что речь не о том, что в Боговоплощении Христос был менее обожен, а потом стал более обожен, нет, всё обожение было в Его человеческой природе в полноте, но просто Ему нужно было ради нас пройти путь нашей жизни.

     Гипотетически мы можем говорить, что эта цель – обожение – могла бы быть достигнута без страданий и смерти, то есть без Креста. Можем так говорить, потому что страдание и смерть Христа обусловлены не изначальным и неизменным замыслом Божиим, а человеческим произволом, исказившим этот замысел. То есть страдание и смерть обусловлены грехопадением, грехом. Но говорим мы так только гипотетически, потому что грехопадение – это свершившийся факт, никуда от него не денешься, и поэтому можно сказать, что в изначальный замысел внесены столь существенные коррективы, как необходимость страдания и смерти на Кресте. И святые отцы часто высказываются с учетом уже этого свершившегося факта, без каких-либо дополнительных уточнений, что, мол, а вот если бы, то тогда бы… То есть Крест стал как бы неотъемлемым символом спасения.

     Тут ещё нужно сделать методологическую оговорку, что всё это мы говорим, конечно, по-человечески, с учетом доступного нам способа изложения и понимания, что, мол, изначальный замысел таков, а потом в него внесены коррективы, а если бы так, то было эдак, то есть всё это мы говорим, чтобы нам понимать, то есть мы как бы мысленно различаем нечто целостное на составные части. Но при этом мы, конечно, должны понимать, что в Боге такой временной последовательности, такого как бы расчленения Его домостроительного спасительного действия на какие-то части нет. Нельзя сказать, что сначала у Него был какой-то первичный, изначальный замысел, а потом Он в него внес коррективы. Так думать, конечно, нельзя: Бог вне времени, в Нем иначе, не так, как у нас. У Него как-то сразу и в полноте, а у нас не сразу и постепенно, не в полноте и частями, поэтому мы всё описываем как некий временной процесс.

     Да, смерть Христа обусловлена именно грехопадением, а не было бы грехопадения, не было бы нужды в смерти. Но это не значит, что и не было бы самого Воплощения, потому что даже и для несогрешившего Адама, то есть если бы Адам не согрешил, необходимость в обожении всё равно оставалась бы, а преодолеть разделение человеческой и божественной природ нельзя было бы без Боговоплощения. То есть, как говорят святые отцы, для этого требовалось именно такое ипостасное единство, то есть в единой ипостаси Сына Божия, или Логоса, две природы должны быть соединены нераздельно, хотя и неслиянно, для того, чтобы обожение как бы получило устойчивость.

     Сейчас скажу такую крышесносную вещь для тех, кто воспитан не на святоотеческом, а на западном богословии, одним из подвидов западного богословия является и академическое православное богословие и, можно сказать, вообще современное так называемое православное богословие в целом, за очень редкими исключениями, когда ориентация именно на святоотеческое учение. Так вот: эта крышесносная вещь состоит в том, что с точки зрения святых отцов даже и несогрешивший Адам нуждался в спасении, если под спасением понимать не просто избавление от греха, а именно обожение, как и понимали святые отцы, и более того, в этом смысле даже ангелы нуждались в спасении, хотя и были безгрешны. То есть в своем движении к Богу и несогрешивший человек, и безгрешные ангелы всё равно без Боговоплощения не имели бы некой устойчивости, всё было бы как бы шатко, поэтому требовалось Боговоплощение, чтобы обожение стало уже необходимо-присущим и нераздельным - чтобы у ангелов и у людей, достигших спасения, было так называемое непадательное состояние, чтобы не было самой возможности отпасть от Бога вновь.

     Да, сохранись первозданный мир без греха, он всё равно нуждался бы в Боговоплощении, Бог всё равно стал бы человеком. Христос в любом случае это наше и Начало, и Середина, и Конец, то есть можно сказать – наше Всё, Альфа и Омега. Но, поскольку у человека как-то сразу не заладилось, его поставили управлять миром, а он не справился с управлением и всё пустил под откос, и сам слетел в греховную пропасть, то есть поскольку грехопадение случилось, то Христос воплощается уже не просто ради дарования конечного обожения, но и, скажем так, с учетом промежуточного избавления от греха. И потому прямой путь спасения человека от его первоначальной безгрешности к такому начальному тяготению к Богу и до полного непадательного состояния безгрешности, всецелого и полного соединения с Ним, то есть полного и всецелого обожения, стал «окольным», через схождение в тленный, смертный, грешный, страшный мир, схождение вплоть до дна адова через страдания, через крестные муки, через смерть.

     Причем, не только ради этих фрагментов, хотя и важнейших, но и для того, чтобы Христу прожить всю нашу человеческую жизнь целиком, пройти через все её этапы, через все возрасты, чтобы каждый из них освятить Своим божественным присутствием. Поскольку мы не мгновенно становимся в полноте своей природы, а живем во времени, причем времени таком тленном, то Христу тоже нужно было именно родиться, быв зачатым в утробе Матери, возрастать, пройти все возрасты до совершенного возраста, 30 лет – это возраст совершенного развития человеческой природы, чтобы каждый возраст и каждый этап человеческой жизни, как выражается св. Ириней Лионский, освятить Своим божественным присутствием так, чтобы и мы тоже могли проходить весь свой земной путь не в состоянии греховной смерти, а в состоянии причастности божественной жизни во Христе. В Символе веры все эти основные этапы пути Христова отмечены: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося», «распятаго же за ны», «и страдавша, и погребенна», сошествие во ад в Символе веры не упомянуто, но по умолчанию предполагается, затем Воскресение («и воскресшаго в третий день»), и Вознесение, «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым», и в итоге в любом случае «Егоже Царствию не будет конца». Вот не будь нашего греха, то можно сказать, что все эти этапы можно было бы сократить примерно до двух – Воплощение и Вознесение, а так как получилась такая оказия, то добавились страдания, распятие, смерть, сошествие во ад, Воскресение и ещё конечный суд над грешниками, но слава Богу – принципиальный итог тот же самый: «Егоже Царствию не будет конца», с чем я нас всех и поздравляю.